Документы
Утверждено приказом ФГБНУ НИИ РИНКЦЭ от 28 сентября 2017 г. № 100
ПОЛОЖЕНИЕ
о Федеральном реестре экспертов
научно-технической сферы
1. Общие положения
Настоящее Положение устанавливает базовые принципы и общий порядок формирования Федерального реестра экспертов научно-технической сферы Минобрнауки России (далее – Реестр) и организации экспертно-аналитической деятельности с привлечением экспертного сообщества в интересах обеспечения выполнения Минобрнауки России функций по выработке государственной политики в научно-технической сфере и развитию сектора исследований и разработок научно-технологического комплекса Российской Федерации.
1.1. Термины и определения
Экспертно-аналитическая деятельность – система действий, выполняемых с привлечением экспертов, для анализа и (или) оценки объектов экспертно-аналитических исследований с целью повышения обоснованности принимаемых решений, в том числе в условиях частичной неопределенности, противоречий или конфликтов.
Субъектами экспертно-аналитической деятельности являются:
- заказчики экспертно-аналитических исследований;
- организаторы (операторы) экспертно-аналитических исследований;
- оператор Реестра;
- исполнители экспертно-аналитических исследований.
Заказчиками экспертно-аналитических исследований являются:
- Минобрнауки России, его структурные подразделения и подведомственные организации;
- заинтересованные федеральные и региональные органы исполнительной власти;
- другие организации, принимающие решение о необходимости проведения указанных исследований.
Организаторами (операторами) экспертно-аналитических исследований являются организации, имеющие соответствующие полномочия, предоставленные им по решению заказчика.
Оператором Реестра является подведомственная организация Минобрнауки России, обеспечивающая ведение и актуализацию Реестра и назначаемая приказом Министра образования и науки Российской Федерации.
Исполнителями экспертно-аналитических исследований являются:
- физические лица, аккредитованные в Реестре (эксперты);
- юридические лица (организации), имеющие соответствующие права, квалификацию и опыт работы, а также полномочия, предоставленные им по решению заказчика.
1.2. Цель создания Реестра
Реестр создан в целях повышения эффективности управленческих решений, принимаемых Минобрнауки России, за счет широкого использования научного и практического потенциала ведущих ученых и специалистов при проведении экспертно-аналитических исследований по их обоснованию.
1.3. Основные задачи Реестра
Реестр предназначен для решения следующих основных задач:
- привлечение ведущих ученых и специалистов для проведения объективных и компетентных экспертно-аналитических исследований в интересах формирования и реализации научно-исследовательских, опытно-конструкторских, технологических и инновационных проектов и программ федерального, регионального и отраслевого уровней, а также по другим актуальным вопросам развития научно-технологического комплекса Российской Федерации;
- обеспечение заинтересованным федеральным и региональным органам исполнительной власти и другим организациям, распределяющим средства на реализацию различных научных и научно-технических программ и проектов, возможности привлечения экспертов Реестра к проведению экспертно-аналитических исследований в своих интересах;
- обеспечение единой методологии организации экспертно-аналитической деятельности в интересах Минобрнауки России и других заказчиков;
- формирование по указаниям Минобрнауки России, в том числе и по заявкам других заказчиков, экспертных пулов (списков) для участия в проведении экспертно-аналитических исследований;
- ведение статистики, анализ и контроль результатов экспертно-аналитической деятельности экспертов Реестра;
- выработка предложений и реализация мер по повышению эффективности экспертно-аналитической деятельности в интересах Минобрнауки России.
1.4. Общие сведения
Исключительным правом по владению и распоряжению Реестром, как результатом интеллектуальной деятельности, обладает Российская Федерация в лице Минобрнауки России.
Реестр реализован в виде информационной системы формирования, ведения и актуализации Федерального реестра экспертов (далее – ИС ФРЭ) на основе электронной базы данных, содержащей сведения о высококвалифицированных ученых и специалистах в различных областях научно-технологического комплекса и образования – гражданах Российской Федерации и других стран, в том числе соотечественниках, работающих за рубежом.
Персональные данные экспертов, результаты их деятельности и иная конфиденциальная информация, содержащиеся в ИС ФРЭ, подлежат защите в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Формирование Реестра производится на основании анализа опыта научной, практической и экспертной деятельности ученых и специалистов, а также рекомендаций ведущих научно-исследовательских и образовательных учреждений, организаций и объединений Российской Федерации.
Отбор кандидатов на вхождение в Реестр и аккредитация их в качестве экспертов осуществляются в порядке, установленном настоящим Положением, и квалификационными требованиями к ним (критериями).
Научная специализация и область научных интересов экспертов, аккредитованных в Реестре, идентифицируются в соответствии с принятыми классификаторами:
- приоритетными направлениями развития науки, технологий и техники РФ, утвержденными Указом Президента Российской Федерации от 07.07.2011 г. № 899;
- перечнем критических технологий, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 07.07.2011 г. № 899;
- тематическими областями перспективных направлений развития науки и технологий в рамках Государственной программы Российской Федерации «Развитие науки и технологий» на 2013–2020 годы;
- государственным рубрикатором научно-технической информации (ГРНТИ);
- расширенным классификатором OECD (Organization for Economic Co-operation and Development).
К проведению экспертно-аналитических исследований в интересах Минобрнауки России или по его поручению должны привлекаться только эксперты, аккредитованные в Реестре.
Аккредитованные в Реестре эксперты могут привлекаться к выполнению экспертно-аналитических исследований, как в индивидуальном порядке, так и в составе экспертных комиссий, советов, рабочих групп и других экспертных коллективов, формируемых по указанию Минобрнауки России, в том числе и по заявкам других организаторов и заказчиков.
В настоящем Положении изложены:
- порядок формирования и актуализации Реестра;
- порядок аккредитации и исключения экспертов Реестра;
- организация и порядок работы с Реестром;
- порядок формирования экспертных пулов (списков);
- принципы построения и функционирования ИС ФРЭ;
- статус эксперта Федерального реестра.
2. Порядок формирования Реестра
Формирование Реестра проводится оператором Реестра на основании систематического мониторинга научных достижений по приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники Российской Федерации.
2.1. Критерии отбора кандидатов на включение в Реестр
Кандидаты должны соответствовать критериям (квалификационным требованиям), установленным Минобрнауки России.
2.2. Порядок отбора кандидатов
2.2.1. По результатам мониторинга оператор Реестра определяет центры компетенции, т.е. профильные научные, образовательные и другие организации, сотрудников которых целесообразно привлечь к участию в экспертно-аналитической деятельности, и рассылает им приглашения с просьбой рекомендовать высококвалифицированных ученых и специалистов по профильным направлениям деятельности для включения в Реестр.
Указанные организации направляют оператору Реестра согласованный список своих сотрудников, официально рекомендуемых в качестве кандидатов на вхождение в Реестр.
2.2.2. По результатам мониторинга оператор Реестра выявляет ведущих ученых и специалистов, отличающихся высокой публикационной, патентной и (или) грантовой активностью и рассылает им приглашения на вхождение в Реестр.
2.2.3. Указанные в пп. 2.2.1–2.2.2 кандидаты при их согласии самостоятельно регистрируются на сайте оператора Реестра и заполняют специальную анкету (профиль эксперта).
Полное и правильное заполнение профиля эксперта является обязательным условием включения в Реестр.
Подтверждая размещение своих персональных данных в Реестре, кандидаты тем самым дают согласие:
- на их обработку оператором Реестра;
- на размещение части персональных данных (фамилия, имя, отчество и данные, характеризующие научную и профессиональную деятельность) в открытом доступе в сети Интернет;
- на раскрытие части персональных данных, необходимых для организации экспертно-аналитической деятельности, заказчикам и организаторам (операторам) экспертно-аналитических исследований.
3. Порядок аккредитации экспертов
Аккредитацию кандидата в качестве эксперта Реестра осуществляет оператор Реестра.
Решение об аккредитации кандидата в качестве эксперта Реестра принимается на основании:
- верификации данных, размещенных кандидатом в своем профиле;
- анализа соответствия профиля кандидата критериям, установленным Минобрнауки России.
Решение об аккредитации утверждается Учёным советом организации, являющейся оператором Реестра. Аккредитованному эксперту выдается «Свидетельство» установленного образца.
Срок действия аккредитации эксперта в Реестре – не более 3-х лет с момента ее утверждения. По истечении указанного срока эксперт обязан пройти процедуру аккредитации повторно.
4. Порядок актуализации Реестра
Актуализация Реестра заключается в приведении сведений об аккредитованных в нем экспертах в соответствие их фактическому состоянию.
Актуализация проводится оператором Реестра и осуществляется по мере необходимости, но не реже одного раза в год.
Актуализации в обязательном порядке подлежат сведения, отражающие соответствие эксперта критериям (квалификационным требованиям), установленным Минобрнауки России.
5. Порядок исключения экспертов из Реестра
Исключение эксперта из Реестра осуществляется в случаях:
- окончания срока его аккредитации;
- добровольного отказа эксперта от аккредитации;
- несоблюдения аккредитованным экспертом требований действующего законодательства Российской Федерации, условий конфиденциальности и профессиональной этики, а также при выявлении фактического несоответствия эксперта квалификационным требованиям;
- в иных случаях, препятствующих эксперту выполнять свои обязанности.
6. Организация и порядок работы с Реестром
6.1. Общие положения
Организационную основу экспертно-аналитической деятельности составляют отношения между ее субъектами – оператором Реестра, а также заказчиками, организаторами (операторами) и исполнителями экспертно-аналитических исследований, взаимодействующими в рамках выполняемых ими функций.
Субъекты экспертно-аналитической деятельности ее субъекты:
- руководствуются законами Российской Федерации, нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, приказами и распоряжениями Минобрнауки России, а также настоящим Положением;
- несут ответственность за нарушение принципов, организационных и правовых норм проведения экспертно-аналитической деятельности, а также своих договорных обязательств в порядке, установленном действующим законодательством.
Основным юридическим документом, регламентирующим отношения субъектов экспертно-аналитической деятельности, является государственное задание, государственный контракт или договор.
В случаях, когда экспертно-аналитические исследования организуются и выполняются по поручениям органов государственной власти и самоуправления, перечисленные выше отношения могут быть заменены отношениями ведомственной подчиненности.
6.2. Организация работы с Реестром
Работа с Реестром является важнейшей неотъемлемой частью процесса организации и проведения экспертно-аналитических исследований.
Все вопросы, связанные с организацией работы с Реестром структурных подразделений и подведомственных организаций Минобрнауки России, других органов государственной власти и организаций (далее – Заказчики), оператор Реестра решает по согласованию или по поручению департамента Минобрнауки России, курирующего его деятельность.
В части, касающейся работы с Реестром, Заказчики по отношению к оператору Реестра могут выступать в качестве заказчика или организатора (оператора) экспертно-аналитических исследований, а также потребителя содержащейся в Реестре информации, в рамках государственного задания (государственного контракта, договора) или отношений ведомственной подчиненности.
В части, касающейся работы с Реестром, помимо задачи его ведения и актуализации, оператор Реестра по отношению к Заказчикам может выступать в качестве организатора (оператора) или исполнителя (юридического лица) экспертно-аналитических исследований, а также поставщика содержащейся в Реестре информации, в рамках государственного задания (государственного контракта, договора) или отношений ведомственной подчиненности.
Работа с Реестром организуется следующими способами:
- однократное (в рамках одного официального запроса) предоставление конкретной информации, содержащейся в Реестре;
- формирование экспертных пулов (списков) для выполнения конкретных экспертно-аналитических исследований в соответствии с требованиями, предъявляемыми Заказчиком;
- организация и (или) обеспечение экспертно-аналитических исследований по заданию Заказчика.
6.3. Порядок работы с Реестром
Заказчик в зависимости от ведомственной подчиненности направляет в Минобрнауки России или департамент, курирующий деятельность оператора Реестра, официальный запрос на проведение работ с Реестром.
В случае положительного решения оператор Реестра в соответствии с видом планируемых работ согласует с Заказчиком:
- объем и уровень детализации запрашиваемой информации;
- требования к экспертам и сроков действия (актуальности) формируемых пулов (списков);
- детали организации и (или) обеспечения планируемых экспертно-аналитических исследований;
- порядок финансирования перечисленных выше работ, если таковое предусмотрено.
В случае если предоставляемая Заказчику информация или результаты экспертно-аналитических исследований содержат персональные данные экспертов, результаты их деятельности или носят конфиденциальный характер, Заказчик обязан подписать соглашение о неразглашении конфиденциальной информации.
7. Порядок формирования экспертных пулов (списков)
Основным принципом формирования экспертного пула (списка) является соответствие научной специализации, области научных интересов, уровня квалификации и опыта отбираемых экспертов тематике и уровню сложности (масштабности) экспертно-аналитических исследований, к выполнению которых их планируется привлечь.
Процедура отбора экспертов Реестра в экспертный пул может быть представлена в виде последовательности следующих операций:
- формирование поискового образа эксперта;
- поиск экспертов, удовлетворяющих поисковому образу;
- собственно формирование экспертного пула (списка).
Поисковый образ эксперта представляет собой совокупность значений трех групп параметров, характеризующих:
- объект экспертно-аналитических исследований;
- требуемую научную специализацию, область научных интересов, уровень квалификации и опыт отбираемых экспертов;
- отсутствие конфликта интересов, т.е. личной заинтересованности отобранных экспертов в результатах экспертно-аналитических исследований, к выполнению которых их планируется привлечь.
К параметрам, характеризующим объекты экспертно-аналитических исследований, можно отнести их соответствие принятым классификаторами научно-технической информации.
К параметрам, характеризующим научную специализацию, область научных интересов, уровень квалификации и опыт отбираемых экспертов, могут быть отнесены:
- научная специализация и область научных интересов в соответствии с принятыми классификаторами научно-технической информации;
- наличие научных трудов в данной области знания, ученой степени, ученого звания;
- стаж научной работы и пр.;
- показатели публикационной, патентной или грантовой активности;
- занимаемая должность, место работы (регион);
- количество и качество выполненных экспертно-аналитических исследований;
- занятость в экспертно-аналитических исследованиях в настоящий момент.
К параметрам, характеризующим отсутствие конфликта интересов, можно отнести:
- отсутствие родственных отношений или конфликтов с авторами/правообладателями объекта экспертизы;
- отсутствие научного сотрудничества (участие в одном научном проекте или соавторство публикации) с авторами/правообладателями объекта экспертизы;
- отсутствие случаев непосредственной научной конкуренции с авторами/правообладателями объекта экспертизы в течение последних трех лет;
- отсутствие работы в одном научном учреждении с авторами/правообладателями объекта экспертизы в течение последних трех лет;
- отсутствие отношений научного руководства с авторами/правообладателями объекта экспертизы в течение последних десяти лет;
- отсутствие отношений административного подчинения с авторами/правообладателями объекта экспертизы в течение последних трех лет;
- отсутствие процедуры рассмотрения в качестве кандидата на должность в научной организации – месте работы авторов/правообладателей объекта экспертизы;
- отсутствие членства в консультативных и наблюдательных органах научной организации – месте работы авторов/правообладателей объекта экспертизы;
- отсутствие сведений об участии авторов/правообладателей объекта экспертизы в экспертизе проектов привлекаемого эксперта за последние 12 месяцев;
- отсутствие общих экономических интересов или экономической заинтересованности в результатах экспертизы с авторами/правообладателями объекта экспертизы.
Результатом поиска является список потенциальных экспертов, отвечающих параметрам заданного поискового образа. В случае избыточности или неукомплектования экспертного пула по согласованию с Заказчиком поисковый образ эксперта может быть скорректирован, а процедура формирования выполнена повторно.
По предварительному согласованию (договору) с Заказчиком оператор Реестра рассылает письменные уведомления отобранным экспертам с приглашением войти в экспертный пул. В случае неукомплектования экспертного пула по причине отказа экспертов от участия в предлагаемых экспертно-аналитических исследованиях, процедура повторяется.
Сформированный экспертный пул (список) передается Заказчику в порядке, установленном настоящем Положением.
8. Принципы построения и функционирования ИС ФРЭ
Информационная система формирования, ведения и актуализации Реестра представляет собой ресурс, размещенный в сети Интернет, доступ пользователей к которому осуществляется через специализированный сайт оператора Реестра.
Система построена и функционирует по следующим принципам:
8.1. Принцип обязательной регистрации
Все пользователи ИС ФРЭ обязаны пройти обязательную процедуру регистрации. К работе в ИС ФРЭ допускаются только авторизованные пользователи.
Неавторизованные пользователи получают доступ к открытой информации, определяемой п. 8.5 настоящего Положения.
8.2. Принцип разделения пользователей
При работе в ИС ФРЭ все пользователи в соответствии со своими функциями подразделяются на группы, обладающие различными правами и уровнями доступа:
- системные администраторы Реестра, осуществляющие программно-техническое обеспечение функционирования Реестра;
- эксперты-администраторы, осуществляющие организационно-методическое и информационное обеспечение работы экспертов в Реестре;
- кандидаты на вхождение в Реестр, получающие доступ для заполнения или актуализации своего профиля;
- аккредитованные в Реестре эксперты, имеющие доступ для актуализации своего профиля и осуществления экспертно-аналитической деятельности посредством ИС ФРЭ;
- представители структурных подразделений Минобрнауки России в целях реализации своих функций.
8.3. Принцип архивации результатов деятельности эксперта
8.3.1. В базе данных ИС ФРЭ подлежат архивации в электронном виде следующие материалы:
- информация обо всех экспертно-аналитических исследованиях, выполненных экспертом;
- оценки достижения целей проектов, в экспертизе материалов которых принимал участие эксперт;
- оценки качества работы эксперта заказчиками и организаторами (операторами) экспертно-аналитических исследований.
8.3.2. Заказчики, привлекающие к экспертно-аналитическим работам экспертов Реестра, обязаны предоставить оператору Реестра перечисленные в п. 8.3.1 материалы для их архивации в ИС ФРЭ.
8.4. Принцип конфиденциальности
8.4.1. Персональные данные экспертов, результаты их деятельности и иная конфиденциальная информация, содержащиеся в ИС ФРЭ, подлежат защите в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
8.4.2. Эксперты Реестра обязуются не раскрывать третьим лицам следующую информацию:
- содержание заданий на проведение экспертно-аналитических исследований;
- содержание информационно-методических материалов, предоставленных экспертам посредством ИС ФРЭ для обеспечения экспертно-аналитических исследований;
- материалы, связанные с результатами деятельности экспертов (экспертные заключения, аналитические отчеты и пр.).
8.4.3. Эксперты реестра не вправе давать по требованию третьих лиц каких-либо разъяснений или комментариев по поводу результатов, полученных ими при выполнении экспертно-аналитических исследований.
8.4.4. Любое лицо, получающее посредством ИС ФРЭ доступ к конфиденциальной информации, содержащейся в Реестре, обязано подписать соглашение о ее неразглашении.
8.5. Принцип открытости
Оператор Реестра формирует, актуализирует и публикует в сети Интернет для открытого (неавторизованного) доступа:
- общее описание Федерального реестра экспертов;
- нормативно-правовые акты, стандарты и другие документы, регламентирующие работу Реестра;
- общую информацию об экспертах Реестра;
- обобщенные характеристики и статистические материалы о составе экспертов Реестра, выполненных экспертно-аналитических исследованиях и организациях, являющихся их заказчиками или организаторами (операторами).
9. Статус эксперта Федерального реестра
Аккредитованные в Реестре эксперты обретают статус эксперта Федерального реестра только при осуществлении ими экспертно-аналитической деятельности в рамках государственного задания (государственного контракта, договора) или отношений ведомственной подчиненности по поручению Минобрнауки России и согласованию с департаментом, курирующим организацию, являющуюся оператором Реестра. Эксперты Реестра не вправе принимать на себя обязательства по участию в судебных процессах в качестве эксперта Федерального реестра.
Повторно запросить СМС можно через секунд.